16 мая состоялась панельная дискуссия "Doing science: наука молодых". В ней приняли участие Президент Российской академии наук, академик РАН Александр Сергеев, председатель общероссийской общественной организации "Российский Союз Молодежи" Павел Красноруцкий, министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова, заместитель директора департамента государственной молодежной политики Минобрнауки России Александр Ведехин, президент Южного федерального университета Марина Боровская, ректор Московского энергетического института Николай Рогалев, ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского Елена Загайнова, старший вице-президент государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" Михаил Алашкевич, первый проректор Национального исследовательского технологического университета "МИСиС" Сергей Салихов.
"Сегодня мы будем говорить про то, как себя чувствуют в науке молодые ученые и как они в нее приходят. Чтобы молодой человек стал ученым, его нужно сначала сориентировать, заинтересовать и замотивировать, и начинать это необходимо ещё со школы. Но одна школа здесь не справится, должен включаться и регион, и университеты, и будущие научные работодатели. Организации, ориентированные на развитие социальных лифтов, и институты развития тоже должны активно работать на это.
В университете, который подхватывает молодого человека после школы, уже с первого курса у студентов должна быть возможность включаться в научную работу. Сегодня мы пробуем выстроить траекторию появления и развития молодого ученого, как и что получается и не получается на каждом этапе", - отметил в начале дискуссии ее модератор, руководитель департамента оценки и методологии АНО "Россия - страна возможностей" Дмитрий Гужеля.
Президент Российской академии наук Александр Сергеев поднял тему качества студентов и выпускников вузов, их сопровождение еще со школы, выстраивание четкой системы наставничества: "Качество студента на выходе из университета не улучшается. Мы были свидетелями этого процесса в 90-е и нулевые. Многие говорят университетам, кого вы учите? А университеты кивают на школу: кого вы к нам привели? Нужно обратить внимание на идеологизацию. Нас объединяют те ценности, которые есть в стране - толерантность, освоение и покорение пространства. А еще хочется, чтобы нас объединяла ценность науки, об этом и надо рассказывать в школе. Кроме того, нам надо поднимать в школе престиж и статус учителя. Работа с учителями должна быть нашей заботой".
Также Александр Сергеев предложил особое внимание уделять непростому периоду в судьбе студента, когда он учится на первом-втором курсах, когда он оторвался от родителей и семьи, но еще не нужен работодателю.
Министр образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области Ольга Петрова рассказала о системе вовлечения школьников в науку, о поддержке учителей в этом направлении: "У нас в одном из первых регионов возникли Кванториумы, создана система, когда школьники с 5-6 класса могут пробовать науку. На уровне школ есть модель взаимодействия Института прикладной физики РАН и лицея. Школьники обучаются на базе Академии наук. Запрос на эти классы и на изучение физики очень большой. Школьники хотят обучаться именно в институте, чтобы чувствовать себя частью научного сообщества. Также есть центры одарённых детей. Это демонстрирует, что наука и интерес к ней является мягкой силой, которая помогает удержать детей от неправильных действий. Сейчас у нас создаётся СУНЦ (специализированный учебно-научный центр). В городе уже есть связка - наука, школа, вузы. Чем больше точек роста будет, тем больше будет возможностей окунуться в мир науки на уровне школы".
Ректор Южного федерального университета Марина Боровская продолжила тему наставничества: "Речь сегодня идет о создании механизмов вовлечения молодых людей в науку. У нас проблема как у всех: не хватает кадров. Мы хотим, чтобы у эта система складывалась по направлению школ и СПО – я бы не выпускала из виду эту часть, они приходят в инжиниринговые центры университета и начинают там работать, с ними получается хорошая исследовательская повестка – и университеты рассматриваются как возможность поддержать науку и выстроить этот трансфер. Мы сегодня внедряем наставничество на первом уровне, нужно продлить и выстроить вертикаль, потому во главе должен стоять научный отряд, который понимает стратификацию области, которую субъект ставит. И если субъект занят проблемами сейсмоустойчивости, поиском чистой воды, эта вертикаль должна опускаться через университет к школьникам".
Ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского Елена Загайнова обратила внимание на то, что и преподавателей университетов надо готовить к тому, что им надо спускаться на уровень школ: "Если мы хотим получить хорошего студента, когда мы приходим к школьникам 8-10 классов, и видим горящие глаза, им надо о науке рассказать ярко и доступно, спускать талантливых преподавателей. Дети рассчитывают на правильные знания, которые они нашли не в интернете. Давайте спускаться в школы с талантливыми преподавателями, на этом построены СУНЦы. Зрелые ученые привыкли, что у них коллективы построены на тех, кого не надо учить, но давайте посмотрим на 3 года вперед. Надо постараться, чтобы не отвернуть ребят от университетов".
Источник:https://glasnarod-ru.turbopages.org/glasnarod.ru/h/rossiya/nizhegorodskaya-oblast/396221-traektoriyu-razvitiya-molodyx-uchenyx-v-rossii-obsudili-na-panelnoj-diskussii-qdoing-science-nauka-molodyxq-v-nizhnem-novgorode?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop