Отрадно, что празднование 75-летия Великой Победы вызвало патриотический подъем у детей и подростков, активизировало интерес к изучению истории своей семьи. Всё дальше уходит от нас дата – 9 мая 1945 года. Нынешнему молодому поколению сложно проникнуться духом военного времени. К счастью, современные дети знают о войне лишь по кино, книгам и рассказам взрослых – родителей, бабушек и дедушек, учителей. Именно на нас, взрослых, лежит ответственность за то, чтобы наши дети никогда не забывали о войне и не допустили новую. Главный вопрос – как рассказать о великих страданиях и жертвах, принесенных советскими людьми ради мира на земле, рассказать так, чтобы истории не свелись к пустым словам и скучным датам? Ответы на эти вопросы можно найти, посмотрев ролики, созданные школьниками.
Очень интересны ролики, решенные как театральные миниатюры и ролики с использованием театральных инсценировок. Например, работа Мельковой Анастасии, Никоновой Дарины и Меренкова Александра (Городищенская СОШ). Через танец показана судьба прабабушки и прадедушки автора ролика. Хочется отметить замечательный финальный режиссерский ход – появление в кадре рядом с прадедушкой и прабабушкой самой героини. Вот она, связь поколений!
Заслуживает внимание театральная миниатюра «Малявка» в исполнении актеров театральной студии «Овация». Хороший текст, хорошая постановка. Добротная режиссерская работа. Звуковые и световые эффекты – великолепны! Миниатюра посвящена фронтовым медицинским сестрам. Особенно хочется отметить великолепную актерскую игру юной артистки.
Удачно использован метод театрализации и в «Истории Петра и Анастасии» (работа Детского эколого-биологического центра г. Соликамск. Руководитель Ракшевская Юлия Владимировна). В основе ролика песня о герое, ушедшем на войну и погибшем на поле боя. Такая песня будет уместной за семейным столом. Взрослые поют, а дети слушают и узнают о своих предках. Все просто, без назиданий и скучных поучений. Замечательный способ подачи материала! Интересно решен и видеоряд – черно-белые кадры выдержаны в стилистике документального кино. Бегущие титры комментируют происходящие на экране события. Таким образом, в одном ролике использовано сразу несколько средств выразительности.
В ролике «История семьи Бехтольт» (Детский эколого-биологический центр г. Соликамск) тоже интересно решена проблема с видеорядом, перекрывающим текст. Здесь использованы великолепны рисунки Дарьи Пугач. Они, по моему мнению, и «сделали» этот ролик. Именно благодаря этим рисункам ролик смотрится легко и интересно. Хороший вариант подачи материала для детей и подростков.
Отметила для себя ролик гимназии № 1 (г. Соликамск). Понравилось, что в тексте очень много исторических подробностей: про то, как молодежь «встречалась на весах», это место, где взвешивали мешки, как пекли печенье козули. Очень познавательно. Василий Жданов артистично прочитал свою реальную историю.
Познавательным получился ролик и у Григорьева Александра (ООШ №16 9 лет 3 кл. Соликамск, рук. Кочерова Ольга Ивановна). Рассказал он и про своего прадеда, и про технику, на которой тот воевал (рассказ про аэросани, про то, чем они помогали на войне, про вооружение) – видно, что этот материал интересен мальчику.
Радует, что работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения не замыкается только на праздновании юбилейных дат, что ведется постоянная работа и детей, и руководителя. В этой связи, отмечу ролик, созданный активистами историко-этнографического музея МАОУ «ООШ № 16» (г. Соликамск. Руководитель Баранец Нина Григорьевна). Здорово, что об экспонатах музея рассказывают сами дети. Молодцы!
Качественный ролик создан Ерастещук Валерией Денисовной (СОШ № 12). Дети лучше запоминают не сухие исторические выкладки, а живые истории. Валерия выстроила рассказ о своих предках в жанре сказа. Ей удалось сохранить все черты, присущие этому жанру – зачин, центральную часть с драматической кульминацией и вывод-мораль. Доступно и интересно!
Неплохой получился ролик СОШ №15 (Грачева Наталья Николаевна). Трогательный текст писем к Машеньке. Ролик за счет этого и выигрывает. Интересна идея с нахождением писем среди книг. Сначала их читает взрослый, а потом - ребенок. Это аллегория эстафеты памяти.
Очень артистично прочитала стих Татьяны Черновской «Про почтальонку» Шабаргис Елизавета (ООШ № 16). Отметила эту работу для себя.
Хороший литературный язык и логика построения истории в ролике Борулько Е.И. (СОШ №2 г. Соликамск). Очень проникновенный текст. И вновь удачно использованы элементы театрализации. Все-таки это очень действенная форма донесения информации. Интересна режиссерская работа: истории развиваются параллельно – история мужчин, ушедших на фронт, и женщин, оставшихся дома.
Хотелось бы отметить работу Пименовой Ларисы Анатольевны про материнскую молитву за единственного сына и рассказ о семейной реликвии - иконе Серафима Соровского. Хороший ролик. Мне очень понравилось
Мария Кучева, экскурсовод Березниковского историко-художественного музея им. И.Ф. Коновалова