В указе фигурировал не город, а порт Александра III. Так назывался портовый район города, созданный как военно–морская база России, в закладке которой в 1893 году принял участие сам АЛЕКСАНДР III. Вопросами конструирования, строительства и боевого применения подводных лодок в России активно занялись с началом XX века, особый опыт дала неудачная война с Японией. Тогда были выявлены многие конструктивные недостатки имевшихся лодок, определена главная причина их неудовлетворительного применения — отсутствие общего начальствования и сведения в тактические единицы. Инициатором нового подхода к боевому применению лодок и подготовки команд для них стал капитан 1–го ранга Эдуард ЩЕНСНОВИЧ, командовавший в Русско–японскую войну броненосцем «Ретвизан». Будущий первый адмирал русского подводного флота так сформулировал свое мнение: «Ни одна часть морской специальности не требует от личного состава таких положительных знаний, как подводные лодки; здесь каждый должен точно знать, что ему надо делать при различных обстоятельствах, ошибки не допускаются, а потому все служащие на подводных лодках должны пройти самым основательным образом соответствующий курс в школе и выдержать отлично экзамен по установленной программе».
Либава была выбрана не случайно. Здесь шло комплектование отряда из учебного судна «Хабаровск» и пяти подводных лодок. Акватория и территория нового порта позволяли выполнить все необходимые работы для создания материально–технической базы отряда подплава: бассейна, электростанции, эллинга, казарм. Либава имела специальные мастерские, где ранее производилась сборка изготовленных в США подводных лодок. Командиром Учебного отряда был назначен Щенснович, в первый набор попали 7 офицеров и 20 матросов, с утверждением указа штат значительно вырос. Здесь готовили командиров подводных лодок, рулевых, электриков, минных машинистов, мотористов и даже водолазов для лодок, имевших водолазные камеры. Служивших прежде на подводных лодках подвергли экзаменам, и уже через год 68 выдержавшим его было присвоено звание офицера подводного флота. Тогда же был произведен первый набор новобранцев (первыми учениками были большей частью опытные старшины) из 200 человек. После прохождения строевой подготовки их направляли в кронштадтские школы для общей подготовки по морским специальностям, а потом возвращали в Либаву для подготовки специалиста–подводника.
Все строившиеся в России подлодки поступали в состав Учебного отряда, который осваивал их, формировал экипажи, а уже потом они входили в дивизионы Балтийского и Черноморского флотов. Не только людей, но и лодки отправляли для дальнейшей службы железной дорогой. Владивостокский отряд подводных лодок также пополнялся выпускниками либавского отряда. Здесь моряки осваивали не только теоретические навыки, но и тренировались в ведении боевых действий. Мишенью обычно становились «Хабаровск» и другие военные корабли, которые атаковали учебными торпедами со мнущимся зарядным отделением. Только прямое попадание в борт считалось хорошим результатом. Результативность атак была от 30 до 60%.
К началу Первой мировой войны весь российский подводный флот был подготовлен в Либаве. Два базировавшихся здесь дивизиона составили первую бригаду подводных лодок Балтийского моря. В войну отряд сначала перевели в Ревель (Таллин), потом в Петроград. Он зовется теперь иначе — Учебный Краснознаменный отряд подводного плаванья им. С. М. Кирова, но и поныне готовит кадры для российского флота.
Источник: сitycat.ru