Владимир Кочетков
Рабочий поселок Сурское (Сурской район Ульяновской области) (120 км от Ульяновска в сторону Мордовии)
Учитель учит удивляться
«Человек даже не знает, на что он может быть способен, если не пытается выйти за пределы обыденной жизни. Если попытаться – могут открыться самые удивительные возможности», - Владимир Кочетков.
Владимир Кочетков известен как человек объехавший на велосипеде почти весь земной шар (100 тысяч километров) - он побывал на всех континентах, не считая Антарктиды. Кроме этого, он специальный корреспондент журнала «Физкультура и спорт», член Русского географического общества, автор книг прозы «На край Земли», «Когда оживают легенды», «Урок географии», «Дом у Никольской горы», член Союза журналистов и Союза писателей России, отличный лучник и прекрасный учитель географии.
Родился Владимир в рабочем посёлке Сурское Ульяновской области 13 октября 1960 года. Его отец, Кочетков Николай Васильевич, в прошлом – офицер Советской Армии, после окончания срока службы работал в школе преподавателем начальной военной подготовки (НВП). Мама, Кочеткова Ирина Евгеньевна – учитель английского языка.
В 14 лет Владимир спортсменом не был, но активно занимался физкультурой: ходил на лыжах, занимался бегом и с большим удовольствием совершал длительные походы в лес. В юности он хотел найти такой вид спорта, который поможет ему быть сильнее, преодолеть страхи и стать настоящим мужчиной. Тогда его выбор пал на стрельбу из лука.
«Стрельба из лука весьма необычный вид спорта, который привлек меня своим изяществом. Это один из тех видов спорта, в котором победа целиком и полностью зависит от умений спортсмена. Мы не входим в контакт с соперником, судьи решают нашу судьбу только в спорных моментах. Только ты, твое умение и твой характер. Удивительный вид спорта!» (Владимир Кочетков)
Это непростое дело Владимир осваивал самостоятельно, так как специализированные секции были далеко - в Москве, Ленинграде, во Львове. Ему приходилось самому делать луки, стрелы, используя их классификацию, и – тренироваться. Подходящей литературы для подобных занятий почти не было. В поисках информации Владимир пересмотрел все книги в районной библиотеке. А когда из абонемента перебрался в читательский зал, наткнулся на журнал «ФиС» (Физкультура и спорт), на обложке которого была фотография чемпионки мира по стрельбе из лука Эммы Гапченко. На страницах журнала иногда публиковались статьи, в том числе и методические, о стрельбе из лука. Так, журнал «ФиС» стал для Владимира Кочеткова главным помощником, а также кладезем полезной информации.
В той самой статье Эмма Гапченко говорила о необходимости для стрелка общей физической подготовки. Владимир не понимал, что и как нужно делать и с чего начинать. На тот момент его лучшим другом был Сергей Кулагин, высокий широкоплечий парень.
«Однажды, в самый разгар мальчишеского футбольного матча, он замер, зажал себе запястье пальцами и, смешно двигая губами, начал считать пульс. Я доверял познаниям Сергея. Он учился гораздо лучше меня, много читал, бывал в знаменитом пионерском лагере «Артек», регулярно занимался в спортивной секции, куда меня не брали из-за неважных спортивных данных. На мой немой вопрос Сергей молча достал из заднего кармана брюк сложенный трубочкой журнал с закладкой посередине и протянул мне. Каково же было мое удивление, когда я увидел всё тот же самый журнал «Физкультура и спорт». Под статьей, так заинтересовавшей моего друга, стояла странная подпись: «Доктор ФиС»,- вспоминает Владимир Кочетков.
Автор статьи простым и доступным языком объяснял основы физиологии и влияние спортивной тренировки на организм человека. Владимир Кочетков не стал терять времени, и не дождавшись окончания матча, побежал домой. Он собрал все имеющиеся у него журналы «ФИС» и начал искать в них статьи с подписью «доктор ФиС». Спустя время, Владимир понял, что доктор ФиС - это Владимир Преображенский. И в дальнейших своих тренировках он пользовался только его советами.
С сентября 1977 по апрель 1980 года Владимир Кочетков учился в Бузулукском лесном техникуме Оренбургской области на отделении «Лесное хозяйство». Там и произошло его второе знакомство с журналом «ФиС». Владимир вошел в сборную техникума по легкой атлетике. Его тренером был Александр Назаров. Он разглядел во Владимире рвение и неравнодушие к спорту и прощал ему многие мальчишеские шалости. Именно Александр разбудил в молодом человеке интерес к профессии учителя.
«Хотя я общался с ним всего около двух лет, я часто вспоминаю и мысленно благодарю его. Он был мудрым человеком. Он призывал не только тренировать мышцы, но и заниматься самообразованием, приучал тренироваться не только на стадионе, но и в лесу, вместе с выносливыми лыжниками. Приветствовал верную дружбу и презирал хамство.» (Владимир Кочетков об Александре Назарове)
Один раз на тренировке произошло разногласие по какому-то спортивному вопросу. Александр Назаров протянул Владимиру множество журналов «ФиС»: «На, возьми! Этот журнал не врет. Прочитай и убедись сам, если не веришь мне», - сказал Назаров.
В мае 1980 года Владимир был призван в ряды Советской Армии. После четырех-пяти месяцев службы Владимир простудился и на десять дней попал в санитарную часть. В те времена библиотеки были везде, и санчасть не была исключением. В библиотеке он взял подшивку журнала «ФиС» и стал внимательно читать. На следующий день приобрел ручку, тетрадь и начал конспектировать, прежде всего материалы Владимира Преображенского. Через день, несмотря на болезнь, по совету Преображенского, Владимир решил сделать гимнастику. Он захотел разобраться, что, как и почему складывается в тренировке, воздействие которой на организм оказалось таким значимым. У него возникло острое желание познакомиться с этим таинственным доктором. Поэтому после окончания срока службы Владимир поехал в редакцию этого журнала. Он постоял на лестнице, пытаясь угадать среди сотрудников доктора «ФиС», но не сумел, купил в ближайшем киоске очередной номер журнала и уехал домой.
С мая 1982 года Владимир сначала работал в Сурском лесхозе, затем в Дальневосточном лесоустроительном предприятии. За несколько лет он успел поработать и в Районном Комитете Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, и в Российской оборонной спортивно-технической организации, и в Добровольном обществе содействия армии, авиации и флоту России, и даже педагогом детского экологического центра.
В 1991 году Владимир Кочетков окончил Ульяновский государственный педагогический институт им. И.Н. Ульянова, по специальности «География». И с 1991 года он устроился на работу в Сурскую среднюю школу на должность учителя географии. Ему всегда казалось, что география - это такой предмет, «который должен выйти из кабинета в обязательном порядке». Он уверял, что уроки географии не всегда должны проводится в кабинете, из двух уроков в неделю, хотя бы один всегда должен проводится где-то на природе.
«Не все измеряется деньгами, и далеко не все возможности и перспективы зависят исключительно от их наличия.» (Владимир Кочетков)
Владимиру, сколько он себя помнит всегда хотелось посмотреть мир. Когда он начал работать в школе, произошел распад СССР и появилось много людей которые сумели быстро разбогатеть. Из разговора с одним из нуворишей, Владимир понял: он всего лишь учитель, и, значит, никаких перспектив у него нет. В тот момент он решает, что ему необходимо показать, что учитель - это нечто большее, чем об этом принято думать, что это не только человек с указкой, стоящий у доски и рассказывающий о том, чего сам не видел.
И тут Владимир вспомнил о своей детской мечте - проехать на велосипеде весь мир. Он всегда считал, что велосипед - это транспорт, на который можно просто сесть и поехать, если есть здоровье. При хорошей тренировке можно проезжать до двухсот километров в день и все успевать рассмотреть. Кроме этого у Владимира всё еще сохранилась детская любовь к приключениям.
Мечты - сбываются
Первое путешествие Владимира было от Костромы до Сурского. Эта поездка показала Владимиру, что возможность путешествовать на велосипеде вполне реальна. После этого он проехал от Белого до Черного моря - 3500 километров. Новое путешествие оказалось очень интересным: много встреч, огромное количество мест, куда другим способом он бы никак не добрался. Например, к истоку Волги.
В 1997 году Владимир отправляется в свое первое зарубежное путешествие на велосипеде. Это была поездка по Европе. Владимир решил, что стартует от Белорусского Бреста. На тот момент он уже совершил несколько длительных поездок по России с общим километражем в несколько тысяч километров. Он мечтал увидеть Эйфелеву башню, переночевать на Елисейских полях. Еще он непременно хотел познакомиться с актером Жан-Полем Бельмондо и для этого все воскресенье катался по Булонском лесу, но так и не встретил. Еще он узнал, что неподалеку на яхте живет актер Пьер Ришар. С ним тоже он хотел познакомиться, но тот был в отъезде. И все-таки не все встречи, о которых мечтал Владимир, не состоялись. Так вышло, что его путь в Европу лежал через Москву…
«Я сразу понял, что передо мной Преображенский. Что это тот самый человек, которого я долгие годы считал своим тренером и учителем.» (Владимир Кочетков)
Поезд на Брест уходил из Москвы вечером. Днем Владимир ездил по столице на велосипеде, а к пяти вечера решил еще раз подъехать к редакции журнала «Физкультура и Спорт». Теперь ему было не так страшно и неудобно, как раньше. Он занес свой велосипед в подъезд, поднялся на второй этаж. Все уже ушли, и какой-то человек закрывал дверь в редакцию. Он обернулся к Владимиру, что-то у него спросил и улыбнулся. Его улыбка была открытой и располагающей. Владимир Преображенский в тот день после работы домой не ушел, они сидели в редакции, пили чай и долго разговаривали. Потом Преображенский начал рассматривать велосипед Владимира, расспрашивал его о маршруте, о подготовке. Так началась их дружба.
Чтобы совершить свое путешествие на велосипеде в Париж Владимиру много денег не понадобилось, он потратил всего 200 долларов. А когда вернулся, они снова встретились с Владимиром Преображенским и обсудили поездку. От доктора поступило интересное предложение - описать как все прошло на бумаге. Раньше Владимир стеснялся писать о своих поездках, но Преображенский настоял. И стал помогать Владимиру Кочеткову в его литературных начинаниях. И еще несколько последующих лет все, что писал Владимир, он вез на оценку своему другу Преображенскому.
С этой первой поездки в Европу и началась великая кругосветка Кочеткова в рамках культурологического образовательного проекта «Мир», автором которого сам он и является. Второе путешествие было в Китай и Монголию. По сути, проект «Мир» включает в себя организацию одиночных и групповых (со школьниками и студентами) велопоходов и велопутешествий. Со своими учениками Владимир проехал более тридцати тысяч километров по территории России, Европы и США.
«Жизнь человека слишком коротка, и мы всегда жалеем о том, чего не сделали». (Владимир Кочетков)
Кочетков считает, что интерес к школьному предмету во многом зависит от интереса к личности учителя. География для его учеников – не просто школьный предмет, а интересное дело. У них нет проблем с написанием рефератов, с которыми они выступают на конференциях, районных и областных олимпиадах, где часто становятся призерами и победителями. К Владимиру во внеурочное время приходят заниматься полсотни человек. Если учесть, что во всей школе – семьсот учащихся, то это очень много. Для учителя увлечь своим предметом хотя бы десять учеников – считается очень хорошим результатом. Всего же за время работы в школе через его походы и экспедиции прошли более четырехсот детей. Причем их походы – не просто преодоление маршрута. Всегда ставится какая-то познавательная задача.
К чисто спортивному туризму Владимир относится примерно так же, как и к пляжно-отельному. Цель не в том, чтобы отдохнуть и расслабиться, а в том, чтобы получить новые знания и впечатления. Когда его ученики преодолевают перевалы, форсируют реки - это не является самоцелью. Всегда есть более важные задачи: исторические, географические, экологические. Даже если путешествуют по родному Сурскому району.
Америка: путешествие через континент
Жарким летом 2004 года Кочетков с ребятами ездили на велосипедах по дорогам Америки. Выехали из Нью-Йорка и пересекли весь материк с востока на запад. Путь был не простым, но очень интересным. В течение двух месяцев они терпеливо крутили педали. Путешествие удалось только благодаря сплоченности коллектива и серьезной подготовке. Выбирая маршрут, они не считали километры, а с легкостью уклонялись от заранее построенного маршрута то на север, то на юг.
Команда состояла из школьников обычной сельской школы, с которыми до этого Владимир совершил не одну поездку по России. Специальная подготовка длилась целый год. Всю осень они крутили педали велосипеда, занимались гимнастикой, бегали, играли в баскетбол, а с наступлением холодов встали на лыжи. Лучшего вида тренировки зимой, чем ходьба на лыжах, найти нельзя. Тут и закаливание, и наработка выносливости, координации и равновесия.
Владимир расчитывал, что лыжи помогут ему и ребятам набрать к весне необходимую спортивную форму. Но вдруг началась оттепель. И вместо снега и мороза, полил дождь. Владимир Кочетков не растерялся, и решил заменить лыжи пешими прогулками. В ближайшее воскресенье они собрались, оделись как на лыжную тренировку и устроили пеший марш. Шли энергичным шагом окрестными холмами по асфальтированной дороге. К концу двухчасового пути ребята заметно подустали. Владимир понял, что пешие прогулки - это именно то, что им надо. Через полтора месяца они уже достаточно легко проходили 20—25 километров, а к концу зимы покорили марафон. Пешие марши стали для ребят любимой частью подготовки к летнему велопоходу. И летом, когда им приходилось двигаться при сильных Аризонских ветрах, они с благодарность вспоминали эти тренировки по ходьбе. И позже, когда пересекали Великие Американские равнины и их маленькая группа терялась в бесчисленных холмах, они благодарили выносливость, которую подарили им те самые пешие марши.
Был день, когда Владимир со своими учениками совершил самый большой переход за все путешествие. Позади остались национальный парк Бедлендз, 200 километров сухой безлюдной степи и остатки сил. Поздним вечером путешественники попали в гостиничный номер города Рапид-Сити в штате Южная Дакота: «Как после пешего марафона», - выдохнул один из учащихся, Дмитрий Соловьев. Владимир же мысленно восславил пеший марш, благодаря которому его ученики не сомневались, что справятся со всеми испытаниями и доберутся до горных хребтов штата Юта.
«У них философия такая: эта земля принадлежит им, а я белый на их земле, я — колонизатор. «Ты чего сюда приехал? Это земля чёрного человека». (Владимир Кочетков)
Во время своих путешествий Владимир пользуется обычными картами, он умеет их правильно читать. Когда он смотрит на карту, то слышит шум прибоя, он знает, что его ждет там, куда он направляется. Более того, он может почувствовать запах, который его там встретит. Когда он готовился к путешествию по Австралии, то думал, что там будет сухой воздух и запах эвкалипта. Владимир высадился в Сиднее и понял, что это именно тот запах, который он себе и представлял.
Снаряжение Владимира весит около девяти килограммов, не считая еды и воды. Он считает, что нельзя везти на себе какие-либо вещи, даже тот же фотоаппарат. Все должно быть на багажнике. У его поездок есть своя специфика. Даже если в течение путешествий кто-то и приглашает Владимира переночевать, он все равно отказывается, потому что понимает, что в чужом доме он должен принять другие правила. Поэтому всегда путешествует как свободный человек и ночует в палатках.
Не обходится, разумеется и без проблем. Например, в Австралии он попал в деревню аборигенов. Заехал он туда потому, что ему сказали, что там живет мастер, который делает бумеранги. И этот мастер оказался единственным трезвым человеком в деревне. Аборигены окружили Владимира, стали ему угрожать, украли насос от его велосипеда. Похожая ситуация была и в США, когда Владимир Кочетков заехал в резервацию Пайн-Ридж к индейцам. Там тоже не было трезвых, и все считали, что у них до сих пор идет война с США. Такого он не ожидал. Владимир зашел в магазин, но когда собрался уезжать, его догнали. В какой-то момент они отступили, но Владимир, почувствовав, что они вернутся, решил съехать с дороги и спрятаться. Он оказался прав, индейцы и правда вернулись, в этот раз они были на пикапе и искали его с фонарями. А он в это время прятался за кустами и ждал, когда они оставят эту затею.
«В такие моменты я понимаю, что на вопрос «Кто вел у вас географию в школе?», они не ответят рассеянно: «А, мужик какой-то»
Среди учеников Владимира много тех, кто идет по его стопам. Например, его ученица Анна Голикова уехала в Великобританию и организовала там свой велоклуб, чтобы путешествовать по Европе.
Учитель и писатель…
Своими знаниями, опытом и профессиональным мастерством Владимир всегда делится с другими. Он публиковался в периодических журналах: «Физкультура и спорт», «Дети РА», «Мономах», «Карамзинский сад». Является автором книг «На край Земли» (2007), «Когда оживают легенды» (2008), «Урок географии» (2010), «Дом у Никольской горы» (2013) и «Интересный мир» (2020). Сначала свои впечатления от путешествий Владимир Кочетков описывал в очерках, которые публиковались на страницах периодической печати. Затем путевые заметки учителя географии выросли в первую книгу «Когда оживают легенды», рассказывающую о мире глазами педагога, отправившегося в кругосветное путешествие на велосипеде.
Потом появились и другие книги: добрые, смешные и познавательные рассказы о школе и школьниках, о многочисленных путешествиях. Одна из последних, которую недавно выпустил известный велопутешественник, - «Интересный мир». Помочь с ее созданием Владимиру Кочеткову помогли в Русском географическом обществе. «Интересный мир» - это книга не только о странствиях по другим континентам. Не забыл автор и об Ульяновской области, описав самые красивые и интересные места региона. В том числе и родное для путешественника Сурское и местную Никольскую гору.
Его книга «На край Земли» стала победителем на Всероссийском конкурсе на лучшие книги о горных, экстремальных и приключенческих видах спорта в номинации «Художественно-публицистическая литература». Книга «Когда оживают легенды» – победитель ежегодной областной выставки-конкурса «Симбирская книга-2009» в номинации «Лучшая книга, способствующая воспитанию подрастающего поколения». А книга «Урок географии» стала победителем на международном конкурсе «Вертикаль-2010» в номинации «Художественная литература для детей и юношества».
В 2021 г. за сотрудничество с журналом «Мономах» Владимир был удостоен премии в области региональной историографии и литературного творчества «Шапка Мономаха» в номинации «За заслуги в области литературного творчества».
«Романтическая настроенность не позволяет человеку быть лживым, невежественным, трусливым и жестоким. В романтике заключена облагораживающая сила. Нет никаких разумных оснований отказываться от нее в борьбе за будущее и даже в нашей обыденной трудовой жизни» (Константин Паустовский)
Ко многочисленным путешествиям Владимира в какой-то мере его подталкивают ученики. Их пытливый ум, любознательность, заинтересованность, желание познавать, расти и развиваться. Когда он начал работать в школе, то понял, что детей нужно не столько удивлять, сколько учить удивляться. Удивляться самим себе, своим возможностям, способностям. Это важно. Поэтому Владимир продолжает ездить с ребятами в велопоходы, встречать с ними закаты и рассветы, подбрасывая в костер сухие ветки где-нибудь на краю красивейшего каньона
У Кочеткова было множество возможностей остаться жить в тех странах, по которым он путешествовал. В США он некоторое время работал. В Австралии в двух школах ему тоже предлагали работу. Но он все равно возвращается в Сурское. И до сих пор Владимир Кочетков покидает Сурское только на время. И причиной тому – возможность раз за разом погружаться в детство.
«У меня остались воспоминания, как мы ходили летом с мамой купаться на Суру по мосту через Промзу, запах песка и мать-и-мачехи, журчание воды. Это даже не воспоминания, а какие-то ощущения, чувства, которым названия у меня нет. Я такую радость испытываю, когда в очередной раз возвращаюсь, а на горизонте появляется Никольская гора. Ради такого стоит путешествовать!» (Владимир Кочетков)