Олеся Петрова
Красноярский край, Назаровский район, поселок Преображенский
«Это лучезарный человек…»
«В литературе я не могу найти персонажей, на которых можно было бы равняться. На мой взгляд, для каждого ребенка идеалом должна быть его собственная семья», - Олеся Петрова.
Что будет, если редактор регионального телеканала придет в школу работать учителем русского языка и литературы? Может, такие уроки, случайно просочившись в сеть, наберут миллион просмотров? Или на них дети узнают, какие скороговорки учат телеведущие, чтобы натренировать дикцию и темп речи? Не будем фантазировать, а лучше спросим об этом у Олеси Васильевны Петровой, учителя и заместителя директора по учебной части в Дагестанской школе. Молодая, энергичная учительница научила детей делать пластилиновые мультфильмы об экологии, писать заметки о школьной жизни и публиковать в журнале комиксы и стихи.
ЗАГАДКА ИСЧЕЗНУВШИХ РАЙОНОВ
Олеся Петрова родилась в поселке Преображенский Назаровского района Красноярского края. Это населенный пункт в 14 километрах от районного центра, расположенного на берегу широкой, извилистой, испещренной островками реки Чулым. От поселка можно за час дойти до живописного озера Зеркальное или пробраться сквозь непроходимые заросли к озеру Лукичевка.
Детство Олеси пришлось на перестройку 90-х годов, когда в магазинах не было продуктов, а на работе людям не платили зарплату. У них в семье было принято трудиться на огороде, помогать родителям сажать и выкапывать картошку, чтобы прокормиться. Мама Валентина Владимировна работала воспитательницей в детском саду, папа Василий Юрьевич – на птицефабрике. Олеся не помнит, чтобы родители отдыхали. Но, несмотря на это, семья была и остается сплоченной. По вечерам родители с детьми садились ужинать за большой стол, который отец Олеси сделал своими руками. Деревенский домик он тоже построил сам. Каждый год вся семья выезжала на рыбалку на озеро в бескрайней тайге. Спустя многие годы, уже став взрослой, Олеся Петрова пришла к пониманию того, что именно родители для нее – это пример для подражания.
«В детстве этого не понимаешь, и такого уж большого восхищения не было. Только с возрастом осознаешь, что родители вложили в нас целеустремленность, трудолюбие, и именно благодаря им мы такие, какие есть. Сейчас я переношу эту модель воспитания и модель семьи на своих детей», – рассказывает Олеся Петрова.
Для родителей Олеси было очень важно, чтобы их дети получили хорошее образование. И мама, и папа, хотя и были простыми сельскими людьми, очень много читали. Они и познакомились благодаря чтению. Валентина Владимировна окончила педагогическое училище в родном городе Ачинске, получила профессию воспитателя и по распределению попала на работу в поселок Преображенский. По выходным она уезжала домой к родителям. Однажды на остановке она ждала автобус и читала книжку. Ее попутчиком, как в фильме «Москва слезам не верит», оказался ее будущий избранник, который тогда уже работал на птицефабрике.
У Олеси две сестры, старшая Алёна и младшая Юлия. Все три девочки пошли по маминым стопам и стали педагогами, причем, по интересному совпадению, они выбрали место работы по старшинству – от начального образования к высшему. Юлия ведёт уроки в начальных классах, Олеся – учительница русского языка и литературы у семиклассников, а Алена преподаёт историю в университете.
Олеся любовалась природой родного края, которая так тронула ее сердце, что в 9 классе она записалась в кружок краеведения. Олеся до сих пор удивляется, как в таком юном возрасте у нее получилось написать исследовательскую работу «Исчезнувшие населенные пункты Назаровского района». «Мы ездили по Назаровскому району, устанавливали причины исчезновения населенных пунктов. Моим руководителем была учитель истории. Мы с ней ездили в архив, искали людей, которые жили в этих населенных пунктах, брали у них интервью. Позже эта исследовательская работа стала призовой, и ее опубликовали в книге о Назаровском районе», - рассказывает Петрова.
ПЛАСТИЛИНОВЫЕ ИСТОРИИ
В студенческие годы Олеся и Алёна начали задумываться о выборе жизненного пути, о смысле жизни. Алёна вспоминает, что уже тогда заметила у Олеси интерес к журналистике. Иногда они устраивали чаепитие, во время которого девушки обсуждали классическую русскую литературу. Это было трехчасовое мероприятие, похожее на ток-шоу на тему творчества Федора Михайловича Достоевского, Льва Николаевича Толстого. Когда подросла Юля, сестры подключили ее к дебатам. Они продолжались, пока девушки не начали самостоятельную жизнь и учебу в разных городах – Красноярске и Ачинске.
Олеся поступила в Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева на специальность учитель русского языка и литературы. В Красноярске девушка с жадностью начала приобщаться к культурной жизни – посещать музеи, театры. Большое впечатление на нее произвела Красноярская библиотека, которая была просто огромной по сравнению с Назаровской библиотекой. Каждые две недели Олеся приезжала к родителям в Преображенский. В Красноярске ей нравилось, но не хватало семейного единения и природы, к которой она привыкла с детства. Летом сестры приезжали домой на каникулы, ездили на покос.
В университете Олеся получила фундаментальные знания, но ей больше хотелось стать журналистом, чем педагогом. В 9 классе девушка получила от района приглашение на летнее обучение в международной школе космонавтики в Железногорске. Среди групп, в которых распределяли слушателей, был пресс-центр, где работали журналисты Назаровского района. Они занимались выпуском местной газеты и сразу заметили у Олеси способности к журналистике. Ее научили брать интервью, писать статьи. Во время учебы в университете знакомая предложила ей работу на местном телеканале. Так она стала журналистом, а позже редактором информационных выпусков на телеканале «ТРК-Назарово».
Со временем Олеся Петрова поняла, что не обязательно работать журналистом, чтобы заниматься журналистикой. Она вышла замуж, родила сына и вернулась в родной поселок работать в школе сначала как учитель русского языка и литературы и педагог-организатор, потом как заместитель директора по учебной части.
После уроков Олеся Васильевна вела у детей дополнительные занятия. Она приобрела цветной принтер, набрала группу и организовала выпуск школьного журнала. В школьной редакции выяснилось, что у многих ребят есть литературный талант. Дети делали репортажи о школьных событиях, публиковали стихи, комиксы, придумывали смешные демотиваторы, рисовали инфографику. Потом постепенно педагог начала предлагать детям писать на социальные темы.
Директор поддержала инициативу Олеси Васильевны и приобрела для школы видеокамеру, хромакей, осветительное оборудование, программы для видеомонтажа. Так школьная редакция со временем выросла в медиацентр. У каждого учащегося была своя роль – оператор, сценарист, ведущий, видеомонтажер. Они делали видеоролики, посвященные школьным мероприятиям, а несколько роликов записали в жанре пластилиновой анимации. Это были мультфильмы на тему экологии. В одном из них на экране появляется цветочная клумба и начинается разговор между цветами. Потом приходит человек, бросает в клумбу бумажку, срывает цветок, случайно наступает на него, собираясь полить остальные. Цветы засыхают, и в это время на экране появляются титры, в которых говорится, как важно беречь природу. С развитием интернета и появлением видеохостингов интерес детей к созданию видеороликов стал расти, и теперь это одно из любимых занятий учеников Олеси Петровой.
В мае текущего года Назаровский район пострадал от пожаров, а в 2019 году лесные пожары бушевали по всему Красноярскому краю. Сейчас бывшие ученики Олеси Петровой трудятся, чтобы как можно скорее вернуть родному краю с его зелеными просторами прежнюю красоту: сажают деревья, рыхлят почву, расчищают пожарища.
УРОКИ ИСТОРИИ
За 10 лет работы в школе Олеся Васильевна принимала участие во многих педагогических конкурсах и социальных проектах, получила награды и благодарственные письма за вклад в развитие региона, системы образования, применение психолого-педагогических технологий в школе. Ряд проектов педагог посвятила памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Так появились «Уроки Холокоста», где Олеся Васильевна старалась раскрыть подвиг советской армии по освобождению концлагерей, но так, чтобы не напугать, а вызвать у детей сочувствие.
Один из проектов, который разрабатывали ученики под руководством Олеси Васильевны, был проект под названием «Помним. Гордимся». Педагог подсказала мальчику идею оформить пустующую уличную стелу фотографиями ветеранов войны. Для этого он собрал команду, которая провела исследование о ветеранах, живущих и живших в поселке и даже получила финансирование от благотворительных фондов и грантов на печать портретов и украшение стелы.
Сейчас Олеся Васильевна с мужем и двумя детьми живет в Республике Дагестан и работает в школе педагогом и заместителем директора по учебной части. Коллеги Олеси Васильевны приняли нового педагога с радостью. Учитель истории Анзират Исабеговна Ибрагимова очень надеется, что Олеся Васильевна останется в их школе насовсем.
«Мы работаем с Олесей Васильевной второй год. Это лучезарный человек, который всех встречает с улыбкой. Она и поймет, и поддержит, и пойдет на уступки. Мы ходили на ее мастер-классы, очень многому у нее научились. В коллективе мы все ее любим, ценим, уважаем. Это человек, с которым можно просто поговорить по душам. У нас новая школа, и в первый год к нам пришли учиться дети из разных районов и школ. Для завуча это была сложная задача – сплотить педагогов и учеников между собой. Но у нее это получилось», - рассказывает Анзират Исабеговна.
Переезд семьи Олеси Васильевны в Дагестан был связан с тем, что ее мужа Станислава перевели на новое место службы. Станислав – действующий офицер внутренних войск Росгвардии, принимал участие в боевых действиях во время Чеченской войны. С началом специальной военной операции он сам вызвался защищать Донбасс от украинских нацистов. Сейчас он уже три месяца выполняет боевые задачи в зоне боевых действий на Украине, а Олеся Васильевна считает дни до его возвращения.