Хучбар Хучбаров,
Хузнахский район, Республика Дагестан
«Его слова – не пустые»
Хучбар Загидович Хучбаров, депутат Народного собрания Республики Дагестан, добился замечательных успехов не только, как общественный деятель, но и в качестве руководителя целого ряда знаковых строительных проектов. Получил ряд патентов на изобретения. У него дома огромная библиотека, и из каждой поездки он привозит книги. Растит троих сыновей. Много помогает людям.
«Хучбар Загидович – конкретный человек. Если сказал «сделаю» - делает. Любые проблемы решит. В любом случае. За это его уважают. Ни один праздник в Дагестане без него не проходит. И главное – он всех помнит. Всегда спросит, нужно что-то, или помочь чем? И реально помогает. Не важно – предприниматель обратится к нему или бабушка какая-нибудь. Его движения - реальные. Слова – не пустые…» - говорит Магомед Магомедов, друг Хучбара Хучбарова.
Хучбар Хучбаров родился 12 октября 1981 года в селе Шотода Хунзахского района Республики Дагестан. Окончил Московский автодорожный институт и сейчас активно работает по специальности на благо родной республики.
Реконструкция Гимринского автодорожного тоннеля
Одним из первых значимых проектов Хучбарова стала реконструкция Гимринского автодорожного тоннеля в Дагестане.
Длина тоннеля почти четыре с половиной километра. Гимринский автодорожный тоннель — самый длинный автодорожный тоннель на территории России. Он соединяет Буйнакск и село Гимры. Тоннель обеспечивает наиболее короткую и не зависящую от погодных условий транспортную связь строительства Ирганайской ГЭС и девяти районов горного Дагестана с железной дорогой и центром республики.
Тоннель расположен на глубине 900 м. Диаметр — 9 метров, ширина проезжей части — 7 метров. Параллельно тоннелю расположена сервисная дренажно-вентиляционная штольня. Тоннель освещён, имеются системы автоматической пожарной сигнализации, охранной сигнализации, громкоговорящего оповещения, телефонная связь, телевизионное наблюдение, эксплуатационная вентиляция, центральное диспетчерское управление.
Являясь стратегической дорогой, связывающей Махачкалу с горными районами, Гимринский тоннель является важной целью для террористов. В октябре 2005 года рядом с тоннелем был предотвращён крупный теракт.
Окончательно после реконструкции Гимринский автодорожный тоннель был открыт 2 октября 2012 года.
Следующим проектом стала реконструкция взлётно-посадочной полосы Махачкалинского международного аэропорта Уйташ. В переводе с кумыкского «уйташ» означает «каменный дом». Это основной аэропорт Республики. Помимо гражданской авиации, используется авиацией ФСБ РФ и МВД РФ.
После смены владельца в 2014 году был принят план реконструкции аэропорта. Реконструкцией занялись «Мостоотряд-99» и «Эл Би СкайГлобал» под контролем группы «Нафта». На первом этапе в рекордные сроки взлётно-посадочная полоса была расширена до 45 метров, а её покрытие было модернизировано с использованием специальных полимерных добавок, которые значительно повышают выносливость асфальта. Такую технологию отечественные компании применили в России впервые.
Старый мост через Акташ, соединяющий Хасавюртовский и Бабаюртовский районы республики, уже давно не соответствовал требованиям безопасности. Длина моста составляет 78,8 погонных метра, а длина всего мостового перехода – 792 метра. Ширина проезжей части на подъездах к мосту - 7 метров, ширина земляного полотна – 12 метров.
С учетом неудовлетворительного состояния старого моста заказчик строительства "Дагестанавтодор" принял решение построить новый капитальный мостовой переход под параметры дороги III категории.
Мост через Акташ стал восьмым из построенных и реконструированных в 2012 году мостов республики.
Когда вся страна готовилась к встрече гостей на чемпионат мира по футболу, Хучбар Хучбаров занялся строительством сразу двух аэропортов – в Саратове («Гагарин») и в Ростове-на-Дону («Платов»).
К июлю 2018 года готовность здания пассажирского терминала в новом аэропорту Саратова составила 33 %, что соответствовало графику строительства. Во всех зонах обслуживания пассажиров и технологических зонах начались отделочные работы. Перрон полностью готов.
Были начаты работы по монтажу витражного остекления на фасаде здания: для пассажиров открылся панорамный вид на привокзальную площадь из зоны регистрации и на летное поле из залов ожидания. Общая площадь витражного остекления составила более 8 000 квадратных метров.
В сентябре 2018 года была продолжена укладка верхнего слоя взлетно-посадочной полосы, производилась укладка на части ВПП, которая была построена до изменения проекта.
В Ростове-на-Дону 2011—2015 годах было запланировано строительство нового аэропортового комплекса за пределами городской черты города. Строительство нового аэропорта началось в 2014 году и завершилось в июле 2017 года, а ввод в эксплуатацию и перевод всех рейсов произошел в один день, 7 декабря 2017 года.
Хучбар Хучбаров внес свой вклад и в улучшение инфраструктуры Московской области.
Ярославское шоссе – достаточно возрастная дорога, «предок» которой появился еще в 12 веке. Она соединяла собой столицу Киевской Руси и Ярославля. В 15 веке она называлась Троицкой дорогой, так как Свято-Троицкая Сергиева лавра стала ее важным центром. На данный момент Ярославское шоссе стартует в районе Северянинского путепровода и заканчивается на Московской кольцевой автомобильной дороге. Планы по реконструкции появились еще в 2013 году, однако начало строительства все время сдвигалось…
По плану список объектов, которые должны быть реконструировали или построены с нуля, довольно внушительный. Он включает в себя две эстакады. Также планировалось строительство выделенной линии для общественного транспорта вдоль всего шоссе. Должны быть реконструированы три подземных пешеходных перехода.
Реконструкция Ярославского шоссе состоялась и позволила сократить количество пробок на федеральной автомагистрали М-8 «Холмогоры».
Музейный комплекс «Домик Петра I» в Дербенте
Музейный комплекс «Домик Петра I» воссоздан на месте стоянки, в которой останавливался российский государь во время Персидского похода. В месте, где расположился музейный комплекс, император, согласно достоверным историческим данным, останавливался в августе 1722 года во время первой кампании Персидского похода. Для него был сооружен низкий домик, получивший в дальнейшем название «землянка Петра I».
Восстановление этого памятника истории приурочено к празднованию 2000-летия одного из старейших городов мира и России — Дербента.
В 1858 году Дербент посетил Александр Дюма, который так описывает домик Петра I: «Первый предмет, поразивший нас – сооружение необычайной конструкции; оно было защищено двумя пушками, окружено решеткой, на двух каменных столбах виднелись две даты 1722г. и 1848г. и надпись «Первое отдохновение Великого Петра».
Домик Петра считается достопримечательностью города. В 1870-х годах над саклей для защиты от разрушающего воздействия дождя и солнца был сооружен монументальный павильон из каменных квадратных колонн под шатровой железной кровлей.
В 2014 году, в рамках подготовки к юбилейным торжествам, посвященным 2000-летию Дербента, директор Дербентского музея-заповедника Али Ибрагимов обратился за помощью к Хучбару Загидовичу. Тот откликнулся на просьбу Али Ибрагимова и быстро принялся за создание нового музейного комплекса. Строительство было завершено 20 июля 2015 года, а 23 июля музей принял первых посетителей.
Художественный музей им. Патимат Саидовны Гамзатовой в Махачкале
Музей был создан в 1958 году приказом Министерства культуры РСФСР на базе Картинной галереи Дагестанского республиканского краеведческого музея. Музею было предоставлено бывшее административное здание.
В музее хранится самая большая в мире коллекция декоративно-прикладного искусства Дагестана, включающая около 20 видов народного искусства: художественное серебро, оружие, ковры и ткачество, керамика, резное дерево и камень. Музей является одним из богатейших художественных музеев Северного Кавказа. Также музей обладает богатой коллекцией дагестанского изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, становление которой началось в 20-е годы ХХ века, а также коллекцией авторов советского периода.
Здание было постройки 30-х годов и требовало ремонта. Премьер-министр Республики Дагестан побывал в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой. Целью посещения стало изучение проблемных вопросов в части реконструкции помещений учреждения. Вблизи со зданием музея находится здание, которое не используется. Этот объект в 2015 году был передан учреждению в безвозмездное пользование.
Данный музей, где хранятся 18 тысяч 425 предметов музейного фонда РФ, испытывает нехватку хранилищ. Так, премьером поручено проработать вопрос, касающийся реконструкции здания и проведения здесь ремонтных работ. Абдулпатах Амирханов поручил проработать вопрос реконструкции здания, в том числе за счет частных инвестиций. И здесь не обошлись без Хучбарова. Реконструкция была проведена в срок…
Добро любит тишину
Воспитанный как истинный мусульманин, Хучбар Загидович помнит, что человек – лишь песчинка. Он удивительно скромен, и если делает добро – делает его молча. Никто не знает скольким людям он помог, и скольким ещё поможет. Например, он участвовал в строительстве квартальной мечети на 5000 человек в Махачкале…
«Вот был у нас один случай: женщине, деньги нужны были, у нее была девочка, болеющая онкологией. Ей нужна была химиотерапия. Он всё взял на себя, и сегодня эта девочка вылечилась и работает медсестрой в Петербурге…», - Шамай Омарова, сотрудник администрации.
Сейчас Хучбар Хучбаров является членом Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству.
«Как депутат он очень помогает всем обратившимся к нему людям. Так же помогал при пандемии. А сейчас мобилизованным парням помогает, их семьям...», - говорит сотрудник администрации Шамай Омарова.
«Мы проводим Форум студенческой молодёжи и интеллигенции Хунзахского района, который он финансирует. У нас есть определённые стипендии всем детям, которые хорошо учатся в институте. Я даже помню случай, когда он помог девочкам из малообеспеченной семьи. Он арендовал им квартиру, чтобы они могли учиться в выбранном ВУЗе…» - рассказывает Шамай Омарова.
За свою деятельность Хучбар Загидович Хучбаров отмечен многими наградами. Это и почетные грамоты Главного Управления северокавказских автомобильных дорог, и звание «Почетный строитель Республики Дагестан» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики, и грамота Дагестанского республиканского совета ВОИР, и почетная грамота МВД, и благодарность Министра регионального развития Российской Федерации, и многие другие.