Иван Курышев
г. Чита
«Школа – дело всенародное»
Мы привыкли считать, что подвиг - это проявление высочайшего человеческого духа, порыв, преодоление себя, связанные с риском или невероятным напряжением всех сил. Но бывает и так, что вся жизнь человека - это подвиг незаметный, который совершается каждый день и становится виден только по прошествии многих лет.
Это можно отнести и к нашему герою. Вся его жизнь – это труд на благо окружающих людей. О делах Ивана Александровича Курышева жители столицы Забайкальского края города Читы вспоминают с особой благодарностью. Его помнят как невероятно талантливого педагога и неутомимого директора сразу двух читинских школ.
Иван Александрович родился и вырос в селе Верхний Часучей Ононского района Читинской области в простой рабочей семье. Его отец был столяром, а мать домохозяйкой. Военное детство было коротким. В семнадцать лет Иван уже рабочий, да не где-нибудь, а на читинском радиоузле. Когда призвали в армию, неожиданно стал музыкантом и играл в полковом оркестре.
В 1957 году после службы в армии Иван Курышев пришел работать на стройку. Построенные им многоэтажки до сих пор можно увидеть на улице Бабушкина. Работа строителя Ивану нравилась.
Казалось бы, жизнь молодого рабочего Ивана Курышева состоялась, и впереди его ожидала перспектива стать талантливым мастером, бригадиром или инженером. Но судьба преподнесла сюрприз, который полностью изменил жизнь Ивана Александровича. Однажды его вызвал к себе начальник стройуправления и сообщил, что молодого рабочего по партийному призыву отправляют – в школу: «Пойдешь в нашу подшефную школу № 5, будешь там учить мальчишек строительному и столярному делу. Тоже интересно».
Согласия не спросили. Как и не стали слушать возражений, что нет педагогического образования, отсутствует опыт, да и вообще дело новое и совершенно непонятное. Нужно, так нужно. И вот, в 1959 году Иван Александрович стал учителем труда. Это было время, когда в школах стали создавать хорошо оснащенные слесарные и столярные мастерские, автомобильные классы. В подшефной школе Читинского стройуправления выбрали строительный профиль. Иван Александрович водил ребят прямо на строящиеся объекты, там они клали стены, красили и штукатурили. Учиться у вчерашнего рабочего оказалось необычайно интересно. Молодой преподаватель создал в школе общественно-конструкторское бюро, где каждый школьник мог представить свое изобретение или рационализаторское предложение. Более того, после обсуждения с другими учениками каждый мог воплотить свое изобретение в жизнь. Например, один из учеников Ивана Александровича создал заводской информатор, компактнее и лучше, чем такой же прибор промышленного производства. Вскоре о Курышеве узнала вся страна.
В конце 1960-х его с учениками пригласили на ВДНХ показать, как они оборудовали в своей школе кабинет химии. Там были, по тем временам, просто чудеса техники, и Комитет Выставки достижений народного хозяйства СССР наградил Ивана Александровича Бронзовой медалью ВДНХ. Рационализаторский коллектив школьников под управлением Ивана Курышева стал постоянным участником слетов Юных техников, а сам учитель на протяжении многих лет был членом организационного комитета этого движения.
Не обходилось, конечно, и без трудностей. В те годы оснащение кабинетов труда оборудованием и особенно материалами проходило скудно, по остаточному принципу. Приходилось доказывать начальству необходимость помогать школам в этом направлении.
Работа в школе требовала дополнительных знаний, и в 1970 году Иван Александрович поступает на заочное отделение физико-математического факультета Читинского государственного педагогического института им. Н. Г. Чернышевского. При знакомстве с Курышевым многие директора школ с завистью говорили: «Нам бы такого учителя!».
Вскоре и сам Иван Александрович становится директором школы. На новой должности он отдается работе полностью.
«Он был, безусловно, предан своему делу. Он жил своей работой, - вспоминает об отце его дочь Ольга. - По характеру он был очень жизнерадостный человек. Я никогда не видела его унылым. В нем было полно идей, эмоций и энергии. Где-то услышала такую фразу: «Проникать в суть вещей под маской чудачества и грубоватости». Мне кажется это его суть. Он умел слушать, и смеяться, и слышать».
С середины семидесятых по девяностые Иван Александрович работает директором в двух школах Читы - №22 и № 27. И там, и там он не может обойтись без внедрения новинок, необычных для тех лет. В 22-й школе он создал целое приусадебное хозяйство, где работали школьники, а в 27-й школе появился школьный бассейн.
Кроме того, в этой школе Иван Александрович организует отделение эстетического воспитания и школьный оркестр народных инструментов.
Позднее этот школьный музыкальный коллектив получил статус Губернаторского. Сегодня оркестр – лауреат YIII, IX и XI конкурсов им. Н.П. Будашкина, дипломант Международного конкурса исполнителей на народных инструментах в городе Владивостоке. Жюри конкурса им. Н.П. Будашкина отмечает высокий профессиональный уровень оркестра.
Учитель биологии Людмила Николаевна Забелина пришла в 27-ю школу молодым специалистом и проработала там всю жизнь. Первым ее директором был Иван Александрович.
«Ох и доставалась нам от него, – вспоминает учительница, – но и поддерживал он нас, тогда молодых. Это был педагог и психолог от Бога».
Из воспоминаний писателя и журналиста Максима Стефановича, учившегося у Ивана Александровича в 22-й школе:
«Директор Курышев говорил, что школа – дело всенародное. Школа – центр общественного воспитания. Приходилось создавать советы общественности, советы содействия семье и школе на предприятиях, были шефы. В состав совета общественности входил председатель домового комитета, председатель депутатской группы, председатель партийной ячейки, участковый Шандуров…Это была большая действенная организация».
По воспоминаниям учеников, Курышева побаивались и очень уважали. Большой, с низким голосом, с ручищами молотобойца, он тяжело шел по коридору и со всех сторон шептали: «Босой идет!».
Прозвище «босой» Курышев получил за шикарную лысину. Но несмотря на его грозный вид, все знали, что он справедлив и напрасно не накажет, наоборот, если вдруг кому захочется проявить себя в каком-то хорошем деле - обязательно разрешит, даже если это в чем-то противоречит школьным порядкам.
Так, многие мальчишки мечтали о небе, и он разрешал им вместо определенных уроков бежать на аэродром и заниматься в аэроклубе, а полученные там оценки шли в школьный журнал. Были случаи, когда при поступлении в летное училище у парней уже была своя летная книжка с налетанными часами.
Иван Александрович был прям и никого не боялся. Вспоминает Максим Стефанович:
«Как-то раз, когда Иван Александрович работал в облоно, в поселке Хадабулак Оловяннинского района испортилось отопление в школе. В то время директором там работал молодой паренек после педучилища. «Приезжаю туда, - вспоминал Иван Александрович, - а там холодище! Надо что-то делать. Помог я их директору одну из печей отремонтировать. Затопили, прогрели класс. Ребятишки пришли, сняли рукавицы, в которых они писали, полушубки поскидывали, и в несколько смен начали заниматься в этом классе. Я в Читу приехал, расстроился, помню. Давай лучшую мебель в Хадабулак собирать, а в то время лучшую мебель поставляла Красноярская мебельная фабрика. Стулья, столы собрал, от парт до зеркал с дорожками в учительскую. Погрузили это все в вагон и отправили. Месяца через два еду в эту школу и думаю: «Все - печника им нашел, хорошего штукатура нашел, печи переложили, ну, теперь меня, наверное, на руках понесут», - а меня там чуть взашей не вытолкали».
Печи в хадабулакской школе работали, но их так и не оштукатурили. Повсюду на стенах и на полу была грязь. А где же дорожки, где красноярская мебель с зеркалами? Зашел Курышев в сельсовет, чтобы узнать, и чуть дара речи не лишился: «Смотрю, а там мебель моя стоит. Я начал высказывать председателю свое негодование, а тот повел себя нахально: «А ты кто такой, чтобы мне указывать?!» - Я давай его к совести призывать: «Да хоть вы понимаете, на что руку свою подняли?! На школу! Ваши же дети там учатся!» - Куда там. – Курышев даже рукой о стол слегка ударил. - В итоге я назвал его жуликом, повернулся, сел в машину, и вернулся в Читу.
В Чите Ивана Курышева уже ждали в кабинете высшего областного начальства у грозного Матафонова.
- Прихожу, поднимаюсь на этаж, - вспоминает Иван Александрович, - а меня уже ждет Димка Шилов, завотделом науки и молодежной политики. Он разобрался, видно, в чем дело-то было, и решил меня не подставлять Матафонову, а отослал к начальству рангом пониже. Матафонов мужик жесткий был, мог быстро шею намылить. Шилов мне: «Ты что делаешь, слугу народа жуликом назвал?» - Я говорю: «Да он жулик!» - В общем, поспорил я с Шиловым, и бросил в лицо: «Я тогда работать с ними не согласен. Увольняйте».
Конечно, никто его не уволил. Иван Александрович проработал педагогом 40 лет. Ему было присвоено высокое звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», он был награжден «Орденом Дружбы», знаком «Отличник просвещения», медалями.
На пенсии Курышев возглавил Общественный совет микрорайона Северный. По воспоминаниям дочери, в Совете было много энтузиастов, неравнодушных людей. Совет помогал жителям решать вопросы благоустройства, другие проблемы.
Под конец жизни Курышевы осуществили свою мечту – поселились в небольшом поселке под Читой.
Иван Александрович построил дом, где они вместе с супругой встречали гостей. К нему часто приезжали его бывшие ученики, молодые учителя. Многие отмечали, что Иван Александрович сильно скучал по работе в школе, видели, что хотелось ему снова пройтись по коридорам школы, зайти на урок и показать своими огромными ручищами, как правильно держать инструмент…
В 2013 году Ивана Александровича не стало, но память о нем живет. Недавно решением Законодательного собрания Забайкальского края школе № 27 было присвоено имя ее основателя и первого директора Ивана Александровича Курышева.
Такая вот геройская история человека, жизнь которого вся без остатка была отдана служению людям в самой мирной из профессий.