Антонида Сметанина
с. Аксарка, Приуральский район, ЯНАО
«Антонида — находка для нас, северян»
Свой рассказ об уникальном человеке, культурологе, хранительнице ненецкой культуры Антониде Ивановне Сметаниной мы начнем с древней ненецкой легенды. Мы записали ее так, как рассказывает ее сама Антонида Ивановна.«С глубокой древности здесь, среди белых снегов и пушистых зеленых лиственниц, жил лесной
народ. Мужчины были коренастые и крепкие, охотились и рыбачили у озер. Женщины в том краю отличались гибкостью ветвей тальника и статью березы.
Самой красивой считалась падчерица Яминя, которую все называли Парнэко.Мачеха отзывалась об Парнэко нелестной бранью: — Эта девка совершенно худа и высока, как сухой ствол дерева.
В стойбище многие недолюбливали девушку за ее красоту. Сироту каждый старался обидеть.
Лишь один юноша по имени Мерчя приглядывался к юной девушке, но не смел противостоять своим соплеменникам.
Когда отец Парнэко ушел в иной, нижний мир, мачеха стала еще сварливее. Свою злость она вымещала на девушке, ругая ее на чем свет стоит и таская ее за черные косы. От безысходности Парнэко ушла из стойбища глубоко в леса и стала жить в земляной норе. Со временем от
печали девушка сгорбилась, волосы ее стали нечёсаные, ногти выросли до когтей. И преждевременно она превратилась в старуху.
Юноша вскоре заскучал по девушке и побежал с высокого холма искать ее. При быстром беге вместо рук у него появились два больших крыла, и стал он невидим, как ветер. Только свист северных ветров проносился над стойбищем и лесом, где пряталась от людского гнева юная
поникшая старушка Парнэко…
Люди помнили о ней, но не могли простить ей ее красоту и пугали ею своих детей: «Нельзя громко шуметь, придет Парнэко и непослушных заберет в лес».
С тех пор и поныне бродит Парнэко одна по ночам, заглядывается на юношей и плачет по своей
земной жизни»…
Это одна из многочисленных легенд ненецкого народа, которую больше всего любит яркая его представительница - Антонида Ивановна Сметанина. Именно эту легенду она неоднократно ставила на театральной сцене вместе со своими коллективами, чтобы познакомить гостей с культурой своих предков.
Антонида Ивановна всеми своими силами старается сохранить традиции самодийского народа и объединить вокруг них как можно больше людей.
Сама Антонида Ивановна родилась в семье коренных ненцев. Все ее детство прошло в фактории (по-нашему, поселке) под названием Лаборовой. Свое название населенный пункт получил от ненецкого слова «лабарава», что в переводе означает земля с обвалом. Сюда часто приходили кочевники-оленеводы, меняли и продавали свой товар купцам. Встреча с тунровиками и сейчас для Антониды Ивановны — одно из самых радостных событий.
Сейчас Антонида Ивановна живет в селе Аксарка в 60 км от Салехарда, и не представляет свою жизнь в другом краю, особенно в большом городе. В студенческие годы она жила и училась в Салехарде, потом, много позже, поступила на заочное отделение РГПУ им. А. Герцена в Санкт-Петербурге. Тогда она имела все возможности остаться в Санкт-Петербурге и построить другую, новую жизнь. Но решила иначе: сразу по окончании вуза, получив с дипломом учителя истории осталась в любимом доме. «Никогда не хотела жить в большом городе. Суетно. А здесь у нас спокойно, размеренно, каждый тебя знает и уважает. Здесь моя земля, мои корни», - говорит она.
Антониду Ивановну растил ее отец, Иван Езынги - мамы не стало, когда девочка была совсем маленькой. Отец был председателем сельского совета и пользовался среди односельчан большим уважением. Великая Отечественная война застала его пятнадцатилетним подростком, поэтому на фронт его не взяли, и он работал в тылу. «Отец рыбачил, охотился, пас оленей, был переводчиком, ходил от стойбища к стойбищу с информационной работой, рассказывал о последних сводках с фронта, - вспоминает Антонида Ивановна. - В школу детей собирал, переносил их на руках через речушки и озерца. У него две благодарности, подписанные Сталиным, а также две медали за отличный и самоотверженный труд в тылу во время войны».
Об истории своего отца Антонида Ивановна написала эссе для Всероссийского конкурса и заняла с ним второе место в номинации «В тылу как на войне». Рассказ попал в книгу «Герои финно-угорских народов во время войны» и был перепечатан многими изданиями. Теперь эта книга занимает важное место в семейном архиве.
Яркими детскими воспоминаниями у Антониды Ивановны остались прогулки с папой за ручку. Уже тогда ребенком она восхищалась красотами своего края, раскинувшегося у подножия Уральских гор. Маленькая Антонида с друзьями ставили детский летний чум — традиционное жилище кочевых народов — и играли внутри. Благодаря национальным играм с детства Антонида Ивановна была веселой и подвижной. Усидеть на месте ей было сложно. Впрочем, как и сейчас...
Антонида Ивановна находит время для всего. Она — специалист по фольклору районного центра национальных культур — поет национальные песни, обучает им взрослых и детей, готовит ребят к конкурсам, организует культурный досуг для местных жителей. И при этом Антонида Ивановна не обделяет вниманием своих внуков. Для них она «нарка небя» — «большая мама», по-ненецки.
Ребят Антонида Ивановна научила всем любимым играм, показала, как раньше дети интересно проводили время без интернета и гаджетов. Своих ребят увлечь получилось, тогда Антонида Ивановна и вовсе решила выпустить сборник старинных ненецких игр, чтобы им могли пользоваться все.
В своих ребят Антонида Ивановна вкладывает все то же, что когда-то вкладывал в нее отец. Так, главное напутствие: делиться с другими тем, чего у тебя больше, чем у других — в семье Езынги передается из поколения в поколение, ему в семье следуют все. Передается и любовь, и уважение к своей родной культуре и традициям. Ребята дело Антониды Ивановны продолжают — поют, танцуют, играют в постановках... И у внуков это отлично получается.
Сама же Антонида Ивановна петь начала случайно — подруга предложила попробовать себя в музыкальном коллективе. Тогда, на занятии, Антонида Ивановна в первый раз взяла в руки микрофон. Но как только она запела... сбежались все работники центра культуры: «Кто пел?!»…
«Ее голос, как легкий ветерок. Она вытягивает любые ноты, поет чисто и красиво. И это при том, что ненецкие песни сложны в исполнении... Антонида — находка для нас, северян. Это человек яркий, самобытный, искренне и сильно любящий свой народ. Она хорошо знает язык, традиции, творчество своих предков и все это старается передать молодым. Таких людей, к сожалению, осталось уже мало. На ее плечах очень много работы», — говорит бывший директор центра Лариса Чаркова.
В тот же день она предложила Антониде Ивановне работу. Так в Приуралье появилась звезда ненецкого фольклора. «Как-то зашла в отделение банка, торопилась... Смотрю, впереди меня молодые парнишки тундровые, попросила их пропустить. А они сразу на свой язык перешли, думали, я не пойму: «Надо пропустить, она поет наши песни, я слышал». Мне так приятно стало! Не зря я работаю, молодежь ценит», - рассказывает Сметанина.
Антонида Ивановна организовала детский фольклорный ансамбль «Нумгыкоця», что в переводе означает «звездочки». Под ее руководством ребята — коренные ненцы — изучают и развивают свою культуру. Юные артисты участвуют во всевозможных конкурсах, занимают первые места.
Есть у Антониды Ивановны и такой же коллектив, но для взрослых — «Ялэмд», на русский лад «Рассвет». Его участников Антониде Ивановне удалось объединить общей идеей: «Кто, если не мы, будем петь песни на ненецком языке?». «Я их всех люблю, и они отвечают мне тем же, - говорит она. - Направлять людей — дорогого стоит. Меня захватывает гордость и радость от успехов моих ребят. Это — исполнение моей мечты. Моей цели».
Успехов этих и у самих участников, и коллективов в целом, не счесть. Ни один фестиваль, посвященный народам и их культурам, не проходит без участия воспитанников Антониды Ивановны. Причем, увидев их на сцене, можно не сомневаться и в том, что вскоре они выйдут на нее в качестве победителей. Так, в копилке обоих ансамблей дипломы всех крупных конкурсов уже собраны.
Музыкальные коллективы, созданные Сметаниной, даже участвовали в съемках фильма «Белый ягель». Режиссер тогда отметил коллектив «Ялэмд» как один из самых ярких самобытных ансамблей из числа тех, что были прослушаны комиссией, и на главную роль утвердил одну из его участниц. Все остальные, в том числе и дети, участвовали тоже, но в съемках массовых сцен.
Продолжает выступать Антонида Ивановна и с сольными концертами, собирая полные залы.
«Когда она поет, душа улетает в рай! — отмечает ее подруга Елена Мэндэ. — Антонида — истинная дочь своего народа. И просто невероятной доброты человек. Это сразу подмечают дети и тянутся к ней. Со всеми ребятами она, как мама! Помню, Антонида работала воспитателем в детском саду, к ней в группу ходила моя дочь. Произошел форс-мажор, я не смогла вовремя вернуться из командировки. Так Антонида забрала ребенка к себе на ночевку. За эту доброту я ее очень люблю...».
Антонида Ивановна влюблена в ненецкую культуру и старается влюбить в нее других: «Ненцы очень романтичные. Язык у нас певуч и мелодичен. Мы любим видеть гостей на наших спектаклях и выступлениях. Дорогого стоит слышать восторженные отклики зрителей».
Оценивают мастерство Антониды Ивановны и ее коллективов не только зал, но и жюри. На днях жюри III Всероссийского форума национального единства из 600 участников со всех регионов страны выделило именно Антониду Ивановну и ее напарницу Ирину Неркагы за представленные национальные наряды. Дипломанток даже попросили провести мастер-класс по национальным костюмам коренных народов.
«В последнее время интерес к народам Севера очень высок, - отмечает Сметанина. - И это так здорово. Я счастлива нести ненецкую культуру и помогать другим людям узнавать о ней больше».
За ее деятельность по сохранению, сбору образцов и передаче подрастающему поколению фольклора коренных малочисленных народов Севера Антониду Ивановну не раз благодарили и награждали. Сейчас, усилиями Антониды Ивановны в ее районе стало больше праздников. Она восстановила старинные ненецкие гуляния «Нового года солнце» и «Праздник первой рыбы». Теперь их отмечают ежегодно, устраивая торжество для всех жителей и гостей края.